СОЧ № Русская литература 10ОГН класс
Назад
Задание:
Проанализируйте один из предложенных эпизодов.
1) Определите роль эпизода в композиции произведения.
2) Объясните его значение в раскрытии идей, проблем произведения.
3) Охарактеризуйте героев/героя эпизода, их роль в системе персонажей.
4) Определите средства и приемы создания образов.
[15]
A) Л.Н.Толстой. «Война и мир»
…- Я часто думаю, — продолжала Анна Павловна, — как иногда несправедливо распределяется счастие жизни. За что вам дала судьба таких двух славных детей, таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не сто́ите.
— Que voulez-vous? Lafater aurait dit que je n’ai pas la bosse de la paternité, — сказал князь. (Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви).
— Перестаньте шутить. Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано, о нем говорили у ее величества и жалеют вас…
Князь не отвечал, но она молча, значительно глядя на него, ждала ответа. Князь Василий поморщился.
— Что ж мне делать? — сказал он наконец. — Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbéciles (дурни). Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль — беспокойный. Вот одно различие, — сказал он, улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное.
— И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас, — сказала Анна Павловна, задумчиво поднимая глаза.
— Je suis votre верный раб, et à vous seule je puis l’avouer. Мои дети — ce sont les entraves de mon existence. (Я вас… и вам одним могу признаться. Мои дети — обуза моего существования.) Это мой крест. Я так себе объясняю. Что делать? — Он помолчал, выражая жестом свою покорность жестокой судьбе.
Анна Павловна задумалась.
— Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля. У меня есть одна petite personne, которая очень несчастлива с отцом, une parente à nous, une princesse (девушка… наша родственница, княжна) Болконская.
— Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, — сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. Он помолчал. — Что будет через пять лет, ежели это пойдет так? Voilà l’avantage d’être père (Вот выгода быть отцом). Она богата, ваша княжна?
— Отец очень богат и скуп. Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем.
— Ecoutez, chère Annette (Послушайте, милая Анет),— сказал князь, взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему-то книзу. — Она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно.
B) А. В. Вампилов «Старший сын» БУСЫГИН. Но он прав. САРАФАНОВ. Кто прав?.. БУСЫГИН. Я вам не сын. САРАФАНОВ. Что такое?.. Что это значит? БУСЫГИН. Я вам не сын. Я обманул вас вчера.
САРАФАНОВ. Володя! Что ты говоришь?.. БУСЫГИН. Поймите, я не хотел! Все вышло случайно. Вчера, когда вы (в сторону Макарской) к ней стучались, я узнал ваше имя и заметил вашу квартиру. С этого все и началось. Мы хотели согреться и уйти… МАКАРСКАЯ. Погоди! Это ты искал вчера, где переночевать? БУСЫГИН. Да. Все вышло само собой. Утром, вместо того чтобы уйти… САРАФАНОВ. Это невозможно… Не верю. Быть этого не может! БУСЫГИН. Я надеюсь, что вы меня простите, потому что я… В общем, я рад, что попал к вам… САРАФАНОВ. Значит, ты мне… Выходит, я тебе… Как же так?.. Да нет, я не верю! Скажи, что ты мой сын!.. Ну! Сын, ведь это правда? Сын?! БУСЫГИН. Нет… САРАФАНОВ. Кто же ты? Кто?! НИНА. Он — псих. Он настоящий псих, а мы все только учимся. Даже ты, папа, по сравнению с ним школьник. Он настоящий сумасшедший. ВАСЕНЬКА. Ну и дела… МАКАРСКАЯ. Да-а, история… САРАФАНОВ. Но я не верю! Не хочу верить! БУСЫГИН. Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын. (Взглянув на Нину.) Но факт есть факт. САРАФАНОВ. Не верю! Не понимаю! Знать этого не хочу! Ты — настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом любимый сын! НИНА (Бусыгину). Я тебе говорила… (Сарафанову, весело.) А я? А Васенька? Интересно, ты еще считаешь нас своими детьми? САРАФАНОВ; Нина! Вы все мои дети, но он… Все-таки он вас постарше. Все смеются. МАКАРСКАЯ. Чудные вы, между прочим, люди. НИНА (смеется). Чудные — дом чуть не сожгли. Макарская махнула рукой. САРАФАНОВ. То, что случилось, — все это ничего не меняет. Володя, подойди сюда… Бусыгин подходит. Он, Нина, Васенька, Сарафанов — все рядом. Макарская в стороне. Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим.) Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное… МАКАРСКАЯ. Извините, конечно. (Бусыгину.) Но я хочу спросить. У тебя родители имеются? БУСЫГИН. Да… Мать в Челябинске. НИНА. Она одна? (Смеется.) Папа, тебя это не интересует? БУСЫГИН. Она живет с моим старшим братом. НИНА. А сам ты? Как ты сюда попал? БУСЫГИН. Я здесь учусь. САРАФАНОВ. Где же ты живешь? БУСЫГИН. В общежитии. САРАФАНОВ. В общежитии… Но ведь это далеко… и неуютно. И вообще, терпеть я не могу общежитий… Это я к тому, что… Если бы ты согласился… словом, живи у нас. БУСЫГИН. Нет, что вы… САРАФАНОВ. Предлагаю от чистого сердца… Нина! Чего же ты молчишь? Пригласи его,уговори. НИНА (капризно). Ну с какой стати? Почему он должен жить у нас? Я не хочу. БУСЫГИН. Я буду вас навещать. Я буду бывать у вас каждый день. Я вам еще надоем. САРАФАНОВ. Володя! Я за то, чтобы ты у нас жил — и никаких.